Правовая природа тахографической «мастерской»

Примеры

Правовая природа тахографической «мастерской»

Кто вправе осуществить активизацию тахографа? Кто вправе ремонтировать тахограф? Эти и многие другие подобные вопросы возникают у владельцев транспортных средств, которые в силу закона подлежат оснащению тахографами.

При работе с тахографом должно быть четкое понимание и осознание всей меры ответственности за произведенные действия по установке и активизации, так как от правильной работы будет зависеть безопасная эксплуатация транспортного средства, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения.

Прежде всего, необходимо осознание того, что работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов осуществляются мастерскими, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских.

Стоит сразу обратить внимание, что ФБУ «Росавтотранс» разграничивает

перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов и

реестр допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах.

В настоящей статье предлагаем подробно рассмотреть нормативно-правовую основу регулирующую деятельность мастерских, осуществляющих работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.

Приказом Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее: Приказ), а точнее Приложением №3 «Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства» к Приказу устанавливаются требования о том, что сведения о мастерских подлежат учету в перечне мастерских ФБУ «Росавтотранс»:

«7. Учет сведений в соответствующих перечнях о … мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять на основании заявления….. мастерской»

«9. Учет сведений в соответствующих перечнях о … мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять при наличии:

1) сведений о наименовании и адресе в пределах места нахождения … мастерской;

2) сведений о фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя …;…

4) документов (их копий), подтверждающих указанные сведения.»

Обращаем внимание на Приказ Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» который так же гласит, что оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными Минтрансом России в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213, учтены федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее — ФБУ «Росавтотранс») в перечне сведений о мастерских (далее — мастерская).

Таким образом, Приказом назначен ответственный орган за ведение перечня мастерских — ФБУ «Росавтотранс».

Основной целью проведения процедуры включения мастерской в перечень является обеспечение использования тахографов.

Дополнительными целями допустимо обозначить:

обеспечение достоверности показаний тахографов при их использовании;

обеспечение необходимого организационно-технического уровня мастерских;

обеспечение условий для взаимного признания результатов деятельности мастерских.

При этом пункт 13 Приложения №3 Приказа указывает на обязанность владельца транспортного средства осуществлять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских:

«13. Владельцы транспортных средств должны:

1) обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских;

7) обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских;».

Приказом в приложении №4 утверждены правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (далее: Правила обслуживания), первым пунктом Правил обслуживания устанавливается перечень процедур, выполняющих исключительно мастерскими, а именно:

«1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:

1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;

2) техническое обслуживание тахографа;

3) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее — модернизация тахографа);

4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;

5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.»

Учитывая, что одной из составных частей тахографа является программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее: блок СКЗИ тахографа), то деятельность мастерских напрямую связана с блоком СКЗИ тахографа, его вводом в эксплуатацию и выводом, заменой, ремонтом.

Приложением к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных  (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 (далее: Положение), закреплен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, которым и является блок СКЗИ тахографа. Из указанного перечня мастерские выполняют три вида работ:

«12. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

16. Ремонт шифровальных (криптографических) средств.

21. Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации»

в соответствии с пунктом 5 Положения вышеобозначенные работы подлежат лицензированию:

«5. Лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее — лицензирующий орган)…»

По вопросу осуществления деятельности, связной с блоком СКЗИ тахографа ФСБ России разъясняет следующее:

«В случае, если ремонт тахографа не затрагивает исправный блок СКЗИ тахографа, наличие лицензий ФСБ России для осуществления указанной деятельности не требуется.

В случае, если ремонт тахографа предусматривает работы с неисправным блоком СКЗИ тахографа, но при этом мастерская осуществляет только его изъятие из тахографа без осуществления ремонта с последующей передачей предприятию-изготовителю, наличие у мастерской лицензии, предусмотренной пунктом 16 приложения к Положению, не требуется. Для осуществления установки (монтажа) не активизированного блока СКЗИ тахографа взамен изъятого блока СКЗИ тахографа, а также проведения работ по активизации блока СКЗИ тахографа и активизации тахографа требуется наличие соответствующих лицензий ФСБ России»[1].

Итак, чтобы выполнять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов лицу необходимо быть включенным в перечень мастерских ФБУ «Росавтотранс», при этом иметь лицензию ФСБ – как минимум, а вот, чтобы попасть в перечень мастерских необходимо подать заявление по форме, установленной ФБУ «Росавтотранс», и предоставить к заявлению документы, рекомендованные ФБУ «Росавтотранс».

Прямо законом или подзаконным актом перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению о включении в перечень ФБУ «Росавтотранс» не установлен, за актуальным перечнем необходимых документов рекомендуем обращаться в ФБУ «Росавтотранс», так как было указано выше — ФБУ «Росавтотранс» назначено ответственным органом за учет сведений в перечне мастерских.

Наказание за нарушение требований закона:

Ответственность лиц, воспользовавшихся услугами «серой мастерской» не включенной в перечень ФБУ «Росавтотранс»:

Приложением №3 «Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства» к Приказу налагает обязанность на владельцев транспортных средств пунктом 13 обращаться к мастерским для выполнения работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов.

Ответственность водителей (физических лиц) распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.11.23 Кодексом об административных правонарушениях:

управление транспортным средством с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

Ответственность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.11.23 Кодексом об административных правонарушениях:

выпуск на линию транспортного средства с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

Ответственность «серых мастерских» не включенных в перечень ФБУ «Росавтотранс»:

Положением закреплен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств.

Ответственность лиц, оказывающих услуги мастерской без лицензии ФСБ распространяется на следующие правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.14.1 Кодексом об административных правонарушениях:

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Представляется возможным, в случае умышленного введения в заблуждение потребителя и выполнение работ/оказание услуг без внесения в перечень ФБУ «Росавтотранс», должностных лиц мастерской привлечь к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ (мошенничество), либо к гражданской ответственности с возмещением убытков в пользу потребителя.

Таким образом, рекомендуем лицам, которые обращаются за выполнением работ и оказанием услуг к мастерским, проверять мастерскую на предмет учета ее в перечне мастерских на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс», а «серым мастерским» рекомендуем без учета в перечне мастерских ФБУ «Росавтотранс» и как следствие без лицензии ФСБ не выполнять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов.

Соблюдение перечисленных выше требований обеспечит участнику правоотношений отсутствие претензий со стороны надзорных органов.

Автор: Александра Полушкина, руководитель по правовым вопросам АТОЛ Тахографы Drive, эксперт Ассоциации «Тахографический центр»
Источник: https://tahograf.online/